Мероприятия по профилактике алкоголизма несовершеннолетних
Профилактика правонарушений – это важный вопрос, который включает в свою работу любой классный руководитель. Проанализируем значимость подобной деятельности, а также те мероприятия, которые можно проводить в общеобразовательных учреждениях в данном направлении.
Актуальность проблемы
Государство считает детство важным и ответственным этапом жизни человека, исходит из принципов приоритетной подготовки к полноценной жизни в обществе. Отдельное внимание уделяется формированию у подрастающего поколения общественно-творческой активности, высоких нравственных качеств: гражданственности и патриотизма.
Экономические и социальные проблемы, характерные для современного российского общества, существенно снизили институт семьи, ослабили ее влияние на воспитание подростков.
В результате данного процесса растет численность безнадзорных детей, увеличивается распространение наркотиков и разных психотропных препаратов, алкогольных напитков.
В стране ежегодно происходит больше 300 тысяч уголовных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Около ста тысяч деяний совершают дети, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Например, насилие в семьях, рост числа детей, которые остались без попечения родителей.
Именно педагоги должны продумывать и организовывать мероприятия по профилактике алкоголизма, вести разъяснительную работу с родителями, подростками на уроках, классных часах, во внеурочное время.
Задачи школ
Профилактика алкоголизма несовершеннолетних — это прямая обязанность образовательных учреждений. Педагоги проводят серьезную работу с классными коллективами, направленную на формирование в подрастающем поколении представлений о здоровом образе жизни.
Кроме того, учителя оказывают учащимся психологическую поддержку, выявляют семьи, которые находятся в социально опасном положении.
Полноценная программа профилактики алкоголизма способствует формированию благополучного климата в семье.
Профилактика заболеваний, зависимостей, асоциального поведения не может проводиться без системного формирования у подростков, детей, молодежи особенностей здорового образа жизни.
Все мероприятия, которые педагог планирует в классе, имеют определенное направление.
Профилактика алкоголизма среди подростков осуществляется не только в рамках классных часов, внеурочных мероприятий, но и путем привлечения подрастающего поколения к различным акциям, связанным с формированием навыков правильного общественного поведения.
Говоря о профилактике злоупотребления наркотических и психотропных веществ, в первую очередь нужно приобщать к деятельности родителей школьников.
Теоретические аспекты
Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться с пояснения терминов алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Наркоманией называют пристрастие, болезненное влечение к постоянному употреблению наркотиков, которое приводит к существенным нарушениям физических и психических функций.
Токсикомания — это заболевание, которое вызывается потреблением токсических веществ, то есть употребление кофеина, транквилизатора, вдыханием ароматических веществ.
При опьянении появляются зрительные галлюцинации. В процессе употребления наркотиков, токсичных соединений у подростка появляется физическая и психическая зависимость, желание любыми способами удовлетворить потребность в наркотике.
Профилактика алкоголизма среди подростков способствует своевременному предотвращению развития зависимости. При рассказе о вреде алкоголя педагог может привлекать медицинских работников. Они разъяснят подросткам, что злоупотребление спиртными напитками приводит к социально-нравственной деградации личности. Развивается такая зависимость постепенно, сопровождается сложнейшими процессами в организме, которые отличаются необратимыми изменениями. Спирт становится обязательным элементом для регулирования и поддержания обменных процессов.
Подростковый период
Профилактика алкоголизма среди подростков необходима, так как для данного возраста характерны поведенческие, физиологические особенности развития. Все дети проходят через стадию «обезьянок», которые, подражая остальным ровесникам, копируют их черты. Такая поведенческая особенность детского возраста в психологии называется реакцией имитации. Она считается естественной, необходимой для полноценного психологического развития. В подобных ситуациях ребенок учится примерять на себя разные социальные роли, выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Из-за недостаточной сформированности в таком возрасте аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности подростки не могут подбирать правильные образцы для подражания.
Для того чтобы профилактика алкоголизма среди подростков была эффективной и результативной, на помощь педагогам должны приходить родители учащихся.
Именно они знакомят детей с «легальными наркотиками»: никотином, алкоголем.
Наблюдая за взрослыми, подросток узнает о традиции употребления алкогольных напитков по праздникам. Ребенок начинает воспринимать это как необходимость при создании атмосферы веселья, праздника в доме.
Стремясь быть похожим на папу, маму, их друзей, подростки впервые пробуют алкоголь. Результаты психологических исследований свидетельствуют том, что большая часть подростков, совершающих правонарушения, воспитывались в неблагополучных семьях. Ошибки семейного воспитания подталкивают ребенка к пропасти алкогольной и наркотической зависимости. Никакие инновационные методики не принесут желаемого результата, если формируемые установки не поддерживаются в семье.
Организация психолого-педагогической работы
Профилактика алкоголизма в школе осуществляется в рамках воспитательной программы. Эту деятельность курирует социальный педагог.
От того, насколько эффективно продуман план мероприятий по профилактике алкоголизма, зависит успех всей антинаркогенной деятельности учителя.
Лекция
Данная форма является самым популярным вариантом проведения педагогической профилактики. Как повысить коэффициент ее полезного действия? Можно выбрать ее в качестве самостоятельной формы при работе со старшеклассниками, которые могут воспринимать на слух большой объем теоретической информации.
Продолжительность лекций в начальной школе не должна превышать 10-15 минут. Их нужно комбинировать с ролевой игрой, тренингом.
Для проведения подобных мероприятий можно пользоваться услугами сотрудников полиции, медицинских работников. Подростки воспринимают этих специалистов гораздо лучше, чем обычных школьных учителей.
Организация опросов
Процесс организации педагогической профилактики правонарушений предполагает проведение разнообразных анонимных опросов. Они выполняют несколько важных функций:
- позволяют анализировать эффективность профилактической деятельности;
- полученная информация дает возможность выявлять важнейшие направления дальнейшей работы педагога;
- результаты анкетирования могут стать показателем результативности проводимой профилактической деятельности.
Тренинги
Данная форма организована для общения в группах. Подобные занятия позволяют успешно решать многие проблемы формирования личности подростка, справиться с которыми иными путями педагогу не удается. Тренинги должны проводить только квалифицированные специалисты – психологи. Подобные занятия проводят только с подростками, достигшими пятнадцатилетнего возраста.
Ребята получают отличные навыки межличностного взаимодействия, приобретают дополнительную компетентность в сфере общения. При работе в группе подростки осваивают разные стили общения, осознают опасность употребления алкогольной продукции.
Ролевые игры
Их педагоги применяют в работе с подростками не только во время уроков, но и в процессе внеурочной деятельности. «Примеряя» на себе различные роли, школьники осваивают конструктивное общение, учатся сопротивляться внешнему давлению, изучают эффективные поведенческие схемы в сложных ситуациях наркогенного заражения.
Подобная подготовка, которая предваряет реальное столкновение подростка с попыткой его одурманивания, довольно полезна.
Проигрывая разнообразные варианты отказа ребенка от предложения употребить алкогольные напитки, педагог формирует в своих воспитанниках негативное отношение к вредным привычкам. Особенно эффективны ролевые игры в работе с подростками, которые уже имеют опыт употребления одурманивающих веществ.
Проектная деятельность
Появился он в начале прошлого века в США. В настоящее время проектная технология стала полноценным компонентом педагогических систем. Ориентируется этот метод на самостоятельную работу подростков, направленную на профилактику употребления алкогольной продукции.
Заключение
Организация эффективной профилактической деятельности предполагает включение в план работы с классным коллективом определенных мероприятий. Беседы, направленные на предотвращение употребления подростками алкогольной продукции, могут быть проведены по следующим темам: «Об алкоголе начистоту», «Здоровье и алкоголь», «Скажем пьянству «Нет!», «Уголовная ответственность за распитие спиртных напитков несовершеннолетними лицами».
Для привлечения внимания к проблеме детского алкоголизма в план работы школы включают различные акции. Они направлены на формирование в подрастающем поколении интереса к ведению здорового образа жизни, формированию навыков правильного питания. Например, такой масштабной акцией может стать общешкольный поход, в котором примут участие не только дети и педагоги, но и родители школьников.