Основные этапы развития психики в филогенезе
Развитие психики в филогенезе характеризуется несколькими этапами. Рассмотрим две основные истории, связанные с данным процессом.
Филогенез — это историческое развитие, охватывающее миллионы лет эволюции, историю развития разных видов живых организмов.
Онтогенез предполагает развитие отдельного индивида от рождения до последних дней жизни.
Ступени исторического развития психики
Выделим основные этапы развития психики в филогенезе. Первая стадия связана с сенсорной элементарной психикой. Для животных окружающий мир представлен не в виде предметов, а в качестве отдельных элементов, особенностей, включая удовлетворение жизненных основных потребностей.
Типовым примером самых важных явлений и предметов А. Н. Леонтьев считает поведение паука. После того как насекомое оказывается в паутине, паук сразу же направляется к нему, начинает опутывать его собственной ниткой. По результатам исследований было выяснено, что для паука значима только вибрация, производят которую крылья насекомого. Она передается по всей паутине, а после ее прекращения паук движется к жертве. Все остальное паука мало интересует, важна только вибрация.
Если дотронуться звучащим камертоном до паутины, паук в ответ будет передвигаться к звукам, постарается на него взобраться, опутать его паутиной, постарается своими конечностями наносить ему удары. По подобному эксперименту можно сделать вывод, что вибрация является для паука сигналом о поступлении еды.
На этом этапе развитие психики в филогенезе можно рассматривать инстинктивное поведение в качестве примера сенсорной элементарной психики.
Что такое инстинкты
Под ними понимают действия живого существа, не требующие специального обучения. Животное словно с рождения «знает» о том, что именно оно должно делать. Применительно к человеку под инстинктами можно понимать такие действия, которые производятся человеком автоматически, пока он еще не успел о них даже подумать.
Как происходит развитие психики в процессе филогенеза? Люди с древних времен пытаются найти ответ на этот вопрос. Например, необычную сложность удалось установить в поведении пчел, муравьев, птиц, возведении бобрами плотин.
Человечество стремилось постигнуть тайну инстинктов. Под ними подразумевали своеобразную твердую программу, действующую только в тех ситуациях, когда сохранялись внешние условия, последовательность звеньев.
Также под инстинктами подразумевали шаблонные, стереотипные, автоматизированные действия, которые основываются на безусловных рефлексах.
Вторая ступень эволюции
Рассматривая этапы развития психики в филогенезе, остановимся на воспринимающей стадии (перцептивной). Животные, находящиеся на такой ступени развития, способны отражать окружающий мир не только в форме элементарных отдельных ощущений, но и в виде образов предметов, соотношений их друг с другом.
В этом случае развитие психики в филогенезе нуждается в определенном уровне развития центральной нервной системы. Помимо инстинктов, в поведении живых существ важную роль играют определенные навыки, которые осваивает во время своей жизни каждое отдельное существо.
Развитие психики в филогенезе и онтогенезе невозможно без рефлексов. На высших этапах повадки животных приобретают специфические параметры, которые свидетельствуют о наличии простейшего интеллекта.
Окружающий мир систематически задает живому существу новые задачи, решение которых способствует эволюционному процессу. В противном случае существо просто погибнет.
Высший уровень поведения
Рассматривая основные этапы развития психики в филогенезе, отметим, что последней является стадия интеллекта. Выделим отличительные особенности такого поведения живых существ:
- отсутствие серьезных ошибок, быстрый выбор правильного действия;
- проведение любой операции в виде беспрерывного целостного акта;
- применение в подобных ситуациях животными правильного решения;
- использование определенных предметов для достижения поставленной цели.
Леонтьев А. Н. выделяет в подобных действиях две фазы:
- подготовка (подбор) обезьяной палки;
- подтягивание палкой фрукта (осуществление).
Для реализации подобного действия животное должно выявить взаимосвязь предметов, отношение их друг к другу, предусмотреть результаты проведенных действий. Именно это происходит на третьей стадии развития психики в филогенезе.
Но пользуются ли обезьяны в естественных условиях такими приспособлениями? Англичанкой Д. Гудал, которая долгое время занималась изучением поведения шимпанзе в Африке, были сделаны следующие выводы:
- Животные применяют те дополнительные приспособления, которые встретились им на пути. Человек специально создает дополнительные материалы, упрощающие ему добывание пищи.
- Тот предмет, который выбирает обезьяна для достижения поставленной цели, теряет для животного интерес, важность в иных ситуациях. Человек четко планирует применение изготовленного устройства для последующих ситуаций.
- Животные ощущают некую потребность в новизне.
Предпосылки появления сознания человека
Развитие психики в филогенезе и онтогенезе у животных характеризуется множеством предпосылок, на основе которых в специальных условиях появилось человеческое сознание.
В качестве одной из них можно отметить совместный характер существования и взаимоотношений животных. Например, в работах зоопсихолога Н. А. Тиха идет речь о значимости постоянных группировок у обезьян, вызванных инстинктом самосохранения. Именно он привел к формированию самостоятельной потребности к жизни в среде себе подобных, взаимоотношениях между отдельными членами стада.
Происхождение и развитие психики в филогенезе связано с появлением у обезьян избирательной потребности, связанной с желанием организовывать семьи. Зоопсихологами был сделан вывод о том, что у одних обезьян выделяется стремление к другим индивидам, что способствует появлению отношений между ними.
Безусловно, развитие психики человека в филогенезе связано с животной стаей. Это результат огромного революционного скачка.
Психологические особенности
Как появилось человеческое сознание? Чем оно сходно с человекоподобными обезьянами? Отметим часть психологических особенностей:
- прямохождение человека позволило освободить руку для выполнения простейших операций;
- создание орудий труда способствовало появлению различной деятельности;
- быт и труд первобытного человека были коллективными, что предполагает определенные взаимоотношения между отдельными индивидами;
- в ходе такого общения осуществлялось распределение обязанностей;
- по мере развития отношений появился человеческий язык, сформировалась речь как результат отношений между людьми.
Возникновение и развитие психики в филогенезе – длительный процесс, в результате которого человек приобрел существенные отличия от иных живых существ.
Животные не владеют различными понятиями. Именно благодаря речи, человек получает возможность отклоняться от представлений, возвращаться к историческим данным, проводить их сопоставление, выделять нужную информацию, применять ее в определенных ситуациях.
Благодаря труду у людей формируются определенные процессы: внимание, память, воля. Труд позволяет человеку возвышаться над царством животных. Само по себе создание орудий – это развитие психики в филогенезе. Подобная деятельность способствовала формированию сознательной деятельности.
Язык как система символов
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза тесно связано с появлением языка. Он стал совокупностью кодов, благодаря которым обозначаются предметы внешнего мира, их качества, действия, взаимоотношения между ними. Слова, объединенные во фразы, можно считать главным средством общения.
В настоящее время выделяют несколько версий происхождения человеческого языка:
- он стал проявлением духовной жизни, обладает «божественным происхождением»;
- язык – это результат эволюции мира животных;
- появился он в ходе практической совместной деятельности индивидов.
Проблема развития психики в филогенезе тесно связана с передачей информации о предметах, которые можно использовать в практической жизни.
Значимость языка для эволюции
Появление языка вносит в сознательную деятельность человека три серьезных изменения:
- язык, который обозначает события и предметы внешнего мира в словах и полных фразах, дает возможность выделять такие предметы, обращать на них внимание, сохранять в памяти, хранить информацию, создавать мир внутренних идей и образов;
- он обеспечивает процесс обобщения, что дает ему возможность не просто быть средством общения, а и являться мощным орудием человеческого мышления;
- именно язык является средством опыта, передачи информации.
Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания. Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности.
Характеристики сознания
А. В. Петровский выделяет в нем четыре основные вида. Все уровни развития психики в филогенезе заслуживают детального рассмотрения и изучения:
- Сознание является совокупностью знаний о явлениях окружающего мира. В него входят основные познавательные процессы: восприятие, мышление, память, воображение, ощущение.
- Закрепление отличий объекта и субъекта. Только человек в истории органического мира выделял и противопоставлял себя окружающему миру, стремился к самопознанию, обогащал собственную психическую деятельность.
- Целеполагающая деятельность.
- Социальные контакты.
Закономерности онтогенеза
Чем выше положение, которое занимает на шкале филогенетического развития определенный живой организм, тем более сложное строение имеет его нервная система. Но при этом гораздо большее количество времени необходимо организму для того, чтобы достигнуть полной поведенческой и психологической зрелости.
Человеческий индивид при рождении почти не приспособлен к самостоятельной жизни по сравнению со всеми существами, проживающими на нашей планете. Это легко компенсируется удивительной пластичностью мозга, способностью к формированию различных систем по мере роста организма.
У животных видовой опыт в большей степени сохранен на уровне генетических программ, автоматически развертываемых по ходу индивидуального развития. У человека это проявляется во внешней форме, при передаче культурного и исторического опыта от старшего поколения детям.
Психическое развитие ребенка связано с двумя основными факторами:
- биологическим созреванием организма;
- взаимодействие с внешней средой.
Каждый индивид обладает определенными психологическими характеристиками, связан с влиянием внешних факторов. Например, сензитивный период становления речи характерен для 1-3 летнего возраста.
Психологическое формирование малыша происходит сразу по нескольким направлениям:
- личностное развитие;
- социальное становление;
- морально-нравственное совершенствование.
Развитие различных сфер психики осуществляется неравномерно: по одним линиям оно осуществляется интенсивнее, по другим протекает достаточно медленно.
В результате такой неравномерности периодически у человека появляются кризисы развития. Например, противоречия проявляются в 1 год, в трехлетнем возрасте, в подростковый период, являются результатом несоответствия в формировании мотивационных и интеллектуальных сфер. В качестве положительного воздействия подобных кризисов можно выделить их способность стимулировать развитие «недоразвитых» сфер. Они выступают в качестве движущей силы самосовершенствования личности.
Варианты психологического исследования
Оно включает в себя несколько определенных этапов:
- формулировку проблемы;
- выдвижение некой гипотезы;
- ее проверку;
- обработку результатов проведенного исследования.
Метод предполагает некую организацию деятельности. В психологии для опровержения либо подтверждения выдвинутой гипотезы применяются следующие методы: беседа, эксперимент, наблюдение, психодиагностическое исследование.
Самым распространенным способом работы исследователя является установление наблюдения за отдельным индивидом (группой наблюдателей) в ожидании, когда появятся те явления, что вызывают у исследователя определенный интерес.
Отличительной характеристикой этого метода является невмешательство исследователя. Наблюдение эффективно на этапе получения эмпирической информации.
Достоинством подобного метода является тот факт, что в процессе проведения психологического исследования наблюдатель ведет себя естественно. Основной его недостаток в невозможности предвидеть конечный результат, невозможности воздействия на протекание анализируемого явления, ситуации, поведения.
Для преодоления субъективности наблюдения допускается работа группы исследователей, применение технических средств, сопоставление получаемых разными экспериментаторами результатов.
В ходе эксперимента можно организовать такую ситуацию, за которой можно будет вести четкий контроль.
Гипотеза, которая ставится в начале практической деятельности, предполагает связь между различными переменными. Для ее проверки исследователь выбирает алгоритм действий, методику, затем приступает к экспериментальной части.
Выделяют несколько вариантов ее проведения: естественный, формирующий, констатирующий, лабораторный.
Беседа предполагает выявление связей на базе эмпирических данных, которые нужны исследователю.
Но в случае несущественного психологического контакта между испытуемым и исследователем проявляется подозрительность, желание уйти из ситуации с помощью стереотипных, стандартных ответов.
Успех беседы напрямую связан с квалификацией психолога, способностью установления контакта с собеседником, отделения от содержания разговора личных отношений.
Несколько слов в заключение
В настоящее время психодиагностическое исследование используется для выявления особенностей испытуемого, уровня его эмоционального состояния.
Психодиагностика стала отдельной областью психологии, она направлена на измерение индивидуальных особенностей отдельной личности.
Диагноз является основной целью проведения исследования, его можно устанавливать на разных уровнях:
- эмпирический (симптоматический), ограничивающийся выявлением неких признаков (симптомов);
- этиологический, который учитывает не только сами характеристики, но и причины их проявления;
- типологический диагноз заключается в выявлении места и значения, найденных характеристик в единой картине психической деятельности человека.
Современную психодиагностику используют в разнообразных практических областях: здравоохранении, расстановке кадров, профориентации, подборе, прогнозировании социального поведения, психотерапевтической помощи, образовании, психологии межличностных и личностных отношений. Благодаря психодиагностике детские психологи выявляют проблемы, характерные для каждого конкретного ребенка, помогают ему своевременно выходить из сложных жизненных ситуаций, устанавливать контакты со сверстниками.