Учение о биосфере: истоки

b2bcd6f6

Практически любой образованный человек, независимо от того, в какой бы сфере общественной деятельности он ни прилагал свои усилия, слышал звучащее несколько таинственно слово «ноосфера». Оно считается особой новинкой XX века, такой, как теория эволюции была в предыдущем веке. Попробуем же в очередной раз разобраться в этой полузагадочной идее, какой представляется учение о биосфере и ноосфере, столь тесно связанной с именем и научно-философским наследием Вернадского.

Во-первых, точно известен год ее появления на свет и непосредственный ее автор.

Еще в 1875 году термин «биосфера» впервые ввел в научный оборот австрийский геолог Эдуард Зюсс. Но он не определил понятие, не обозначил его научную предметность, поэтому достаточно долго слово «биосфера» использовалось в самых различных значениях.

Впервые эта категория была использована как научная в стенах Коллеж де Франс – знаменитого парижского учебного заведения, славящегося высокоинтеллектуальным уровнем преподавания, на лекциях в 1927 году. Автором термина стал философ и математик Эдуард Леруа. Интересно отметить, что соавтором ноосферной концепции был признан и единомышленник Леруа — Пьер Тейяр де Шарден. Но эти оба ученых прямо отсылают своих слушателей и читателей к биосферным представлениям русского ученого В. Вернадского, который читал свои лекции в Сорбонне.

Владимир Иванович, сформулировав учение о биосфере, продолжил свои размышления на основе биогеохимического подхода к ней. С 30-х годов ХХ века к ноосферной идее стягивается вся энергетика оптимистического мировоззрения ученого.

Но вернемся на время к истокам, к Леруа и Тейяру де Шардену. В чем же заключалась суть их идей? Возникновение человеческого вида в ряду восходящих форм означает, по их мнению, что эволюция переходит к использованию иных средств, исключительно психического свойства. Ученные утверждали, что эволюция создала в человеческом облике принципиально новое средство собственного своего развития — особую духовно-психическую способность, такую, какой прежде в природе не существовало вообще. Сам Шарден определил и отличительные свойства этого явления – человека: наличие рефлективного разума, самосознания и способности, таким образом, познавать самого себя, чтобы затем творчески воспроизводить все формы бытия.

В более поздней работе «Место человека в природе» он рассмотрел вопрос о происхождении и жизни, и ее сущности, поставив человека в общий ряд космического процесса усложнения материи.

Интересно, что молодой Владимир Иванович, еще будучи студентом университета, записал в дневнике замечательную мысль, приводящую учение о биосфере к философской ситуации. В частности, он утверждал, что историю Земли в планетарном рассмотрении можно представить как историю изменения материи. При этом все эти изменения происходят не спонтанно и хаотично, а на основе вполне четкой закономерности вселенского уровня.

В этом утверждении, автор учения о биосфере приводит к мысли, что там, где материя кажется нам «мёртвой», она в действительности не мертва, а лишь «дожизненна», жизнь в ней присутствует как потенция. Это явление Вернадский называет гоминизацией, своеобразным скачком планетарного развития на космическом уровне, как оживление (витализация) материи. Одним словом, учение о биосфере рассматривает появление человека, ни больше ни меньше, как факт дальнейшего, качественно нового развёртывания самой биосферы, а следом за ней и всего космического процесса. Связанный таким способом с эволюционной последовательностью жизни, человек, вместе с тем, является оригинальным целым. На основе этого тезиса, создатели и приверженцы учения о ноосфере склонны считать человека не отдельным представителем биологического вида, и не «венцом» природы, а только представителем порядка новой реальности, который по отношению к биосфере, выступает как самостоятельная новая «сфера».

Гомизация представляет собой способ, с помощью которого и развивается эта новая сфера, постепенно возвышаясь над животной биосферой.

Расположенная за ней по времени человеческая сфера, характеризуется свойствами рефлексии, способностью индивида к свободному и сознательному выбору и творчеству. Это и есть сфера разума – ноосфера. То есть, в этом движении мысли В. Вернадского мы видим стремление представить учение о биосфере как теорию предварительного исследования явления более высокого порядка – теории ноосферы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *