Анализ работы школы – одно из средств повышения учебно-воспитательного процесса

b2bcd6f6

Деятельность школы всегда направлена на выполнение каких-то конкретных целей и задач обучения и воспитания, на получение конкретных результатов педагогического процесса. Нельзя представить себе школу, которая не думала, каким станет день завтрашний для школьного коллектива, какими вырастут её выпускники, т.е. школа всегда строит свою работу на основе планирования.
А планирование, как правило, всегда начинается с определения целей и задач школы и со сбора информации о возможности их достижения. Но при этом никак не обойтись без анализа прошедшего этапа, без выявления различных достижений и недостатков. Поэтому одним из важнейших средств повышения эффективности каждого проводимого в школе мероприятия или совершенствования всего общеобразовательного процесса является анализ работы школы. Помогая определить причины возникших недостатков, он является основой для дальнейшего совершенствования управления процессом обучения и воспитания.
Грамотно проведённый анализ работы школы – это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов работы, выявление причин, которые привели к успеху или неудаче, это определение путей дальнейшего развития школы или устранения недостатков в работе. Эффективность и результативность управленческой деятельности администрации школы во многом зависит от того, как руководитель владеет методикой педагогического анализа, как он умеет исследовать установленные факты, как точно выявляет наиболее характерные зависимости.
Умение анализировать – это ежедневная первостепенная задача каждого руководителя школы, но особенно оно важно при завершении учебного года.
Какие существуют виды педагогического анализа работы школы? В зависимости от того, что анализируется и какова его цель, можно выделить параметрический, тематический и итоговый анализ.
Параметрический анализ – это изучение каждодневной информации о том, как проходит образовательный процесс, его результатах и нахождение причин, которые его нарушают. Предметом такого вида анализа является изучение дисциплины, текущей успеваемости, посещаемости, соблюдение расписания, санитарного состояния школы и многое другое. При таком виде анализа руководитель не просто констатирует факты, а сравнивает их, обобщает, ищет причины их возникновения и прогнозирует последствия. Результатом параметрического анализа обычно бывают решения, которые необходимо оперативно выполнять.
При изучении зависимостей, которые постоянны или часто повторяются, применяется тематический анализ работы школы. В содержании такого анализа наблюдается системный подход к изучению образовательного и воспитательного процесса. Предметом обычно является система уроков, системы воспитательных мероприятий. В результате тематического анализа руководитель может получить полное представление о самой работе педагога, классного руководителя, всего коллектива. Предметом такого анализа могут быть, например, совершенствование системы знаний учащихся; формирование педагогической культуры работы учителя; деятельность педколлектива по какому-то одному направлению; система работы классного руководителя по воспитанию у учащихся нравственных понятий и т.д.

Тематический анализ даёт возможность руководителю школы или его заместителю изучить и выявить особенности отдельных сторон педагогического процесса и их взаимодействие. В ходе тематического анализа директор школы подготавливает содержание итогового анализа работы.
Такой вид анализа охватывает достаточно большие временные, содержательные и пространственные рамки деятельности учебного заведения. Обычно он проводится по окончанию каждого этапа учебного года. Общая информация для итогового анализа получается из данных параметрического и тематического анализа, результатов итоговых контрольных работ, из отчётов и справок.
Много сведений для итогового анализа даёт анализ внутришкольного контроля, который самым тесным образом связан со всеми функциями управленческой работы. Он обычно даёт полную, систематизированную информацию, показывающую расхождение между целью и результатом, а педагогический анализ выявляет причины и условия этих расхождений.
Итоговый педагогический анализ работы школы, конечно же, охватывает и воспитательный процесс, позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога школы и уровнем воспитанности учащегося, который участвовал в воспитательном процессе. Каждое воспитательное мероприятие – это один из моментов общей системы воспитания и развития личности, способствующий решению конкретных задач. И как удачно оно пройдёт, будет зависеть итог всего воспитательного процесса. Поэтому всесторонний анализ мероприятия в школе – обязательный этап воспитательного процесса, дающий факты для итогового анализа.
Развёрнутый, всесторонний анализ работы школы, охватывающий все направления, предполагает детальное изучение и обсуждение всех сторон деятельности учебного заведения и направлен на то, чтобы чётко, обоснованно спланировать работу школы на новом этапе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *